16 июля 1970 г. была принята новая временная конституция, которая провозглашала Ирак «народной демократической республикой». Высшим органом государственной власти становился Совет революционного командования (СРК). Исполнительной властью наделялся Совет министров. Председателем СРК и президентом республики стал А.Х. аль-Бакр. В ноябре 1971 г. был обнародован проект Хартии национальных действий, где в качестве первоочередной выдвигалась задача сотрудничества всех политических партий и групп Ирака. Крупным событием стало принятие правительством в 1972 г. решения о национализации собственности «Ирак петролеум компании. Национализация всех нефтяных ресурсов в стране была завершена к концу 1975 г. Нефтяные богатства страны перешли в руки государства, тем самым был нанесен серьезный удар по позициям иностранного капитала в Ираке. В апреле 1972 г. иракское правительство пошло на подписание Договора о дружбе и сотрудничестве с СССР.
В эти же годы определенные изменения наметились в экономике страны: начал неуклонно возрастать удельный вес государственного сектора. Одновременно предприятиям госсектора были предоставлены льготы, в том числе при получении лицензий, кредитов, выделении средств из госбюджета.
Повысилось внимание к развитию индустриальной базы страны в целом. Капиталовложения в промышленность как в абсолютном, так и в относительном выражении значительно возросли. Так, если по пятилетнему плану развития на 1965—1969 гг. на развитие промышленности направилось 187,2 млн динаров, или около 31% всех капиталовложений, то но пятилетнему плану на 1970—1974 гг. — уже более 500 млн динаров, или 35%. При этом обеспечивался ежегодный прирост промышленной продукции на 12%.
В мае 1970 г. был принят новый закон об аграрной реформе. По сравнению с законом 1958 г. он существенно понизил максимум землевладения, который был дифференцирован в зависимости от типа почвы, вида сельскохозяйственной продукции, способа орошения и т. д. Максимум земель, оставляемых крупным землевладельцам был уменьшен более чем в 2 раза. Закон освобождал крестьян от уплаты выкупа и ликвидировал компенсации феодалам. Значительно ускорилось распределение участков в бессрочное и бесплатное пользование среди безземельных и малоземельных крестьян. Только за два года после принятия нового закона было распределено более 3,8 млн дунамов — значительно больше, чем за все предыдущее десятилетие. Всего к июлю 1972 г. было распределено 6,8 млн дунамов помещичьих земель среди 125,7 крестьянских семей. Еще около 240 тыс. семей стали гарантированными арендаторами государственных земель. В целом около половины всех крестьянских семей получили землю на правах собственности или гарантированной крестьянской аренды. Таким образом, было значительно ограничено экономическое и политическое влияние феодалов в деревне.
Преобразования в экономике сопровождались важными социальными мерами. Главные среди них — принятие закона о труде в 1970 г. и закона о социальном и пенсионном обеспечении в 1971 г. Оба закона! способствовали повышению жизненного уровня и улучшению условий труда.
Руководство ПАСВ призвало к сотрудничеству все политические партии и общественные организации в целях достижения в стране стабильности и обеспечения демократических преобразований. Правительство обещало урегулировать мирным путем курдскую проблему, восстановить гражданские права национальных меньшинств и легализовать деятельность политических партий. Наиболее серьезным политическим оппонентом баасистов оказалась компартия. Но к этому времени ИКП раскололась на две части: Центральное командование во главе с Азизом аль-Ходжем и просоветский Центральный комитет во главе с Азизом Мухаммедом. В 1968 г. баасисты предложили обеим фракциям ИКП войти в правительственный кабинет. Центральное командование отклонило это предложение. Целтраль-ный комитет (ЦК) склонился к компромиссному союзу и признал руководящую роль ПАСВ в правительстве, НПФ и армии. Признание политического лидерства ПАСВ означало добровольный отказ коммунистов от притязаний на ведущую роль в политической жизни страны.
Заметного сдвига баасисты добились в курдском вопросе — центральной внутриполитической проблеме, угрожавшей стабилизации государства. Отчасти этому способствовало то, что еще в 1960-х годах в политическом движении Иракского Курдистана произошел раскол. В 1964 г. от ДПК откололась мелкобуржуазная националистическая группа во главе с Талабани. Эта группа оформилась в самостоятельную Революционную партию Курдистана, склонявшуюся' к сотрудничеству с правительством Ирака. Курдские повстанцы, возглавлявшиеся Мустафой Барзани, продолжали вести войну с иракскими властями. Однако военные отряды курдов были разбиты, Иракский Курдистан перешел под контроль правительственных сил. Мустафа Барзани покинул Ирак. Один из его сыновей, Масуд Барзани, возглавил Демократическую партию Курдистана, продолжавшую вооруженную борьбу против баасистского режима. 11 марта 1974 г. в Багдаде был обнародован закон об автономии Иракского Курдистана. Большинство членов и руководства ДПК согласились с предоставленной правительством автономией Иракского Курдистана. В 1975 г. ДПК, принявшая программу сотрудничества с баасистами, была легализована, ее представители назначались губернаторами четырех северных провинций. Пять курдов вошли в правительственный кабинет. В Курдском автономном районе образовались Законодательный и Исполнительный советы. Проведенные выборы показали, что Иракский Курдистан, получив автономию, был умиротворен. Непримиримая оппозиция вынуждена была эмигрировать и за пределами страны продолжала вести борьбу против режима.