И в отдельных государствах прогресс не был приостановлен. В Пруссии в 1874 году был введен гражданский брак и гражданская запись о состоянии, а в 1875 году законом об организации управления в 5 старых провинциях (Пруссии, Померании, Бранденбурге, Силезии и Саксонии) проведена была окончательная реформа внутреннего управления, с ее провинциальными собраниями, провинциальным комитетом, провинциальным советом и окружными советами, с ланд-директором и правительственным устройством для каждой провинции в отдельности; таким же образом в 1877 году было введено и новое синодальное устройство для всей евангелической Церкви в Пруссии.
В Баварии законодательная работа была несколько замедлена особыми условиями местного парламентского устройства, так как там, во второй палате, в результате выборов 1875 года, оказались две противоположные партии почти в равном числе: 79 клерикалов и 77 либералов. Очень энергично, хотя и не совсем благополучно, поведена была та же законодательная работа в новом небольшом государстве, присоединенном к империи вследствие войны, — в Эльзас-Лотарингии, которая, как непосредственная часть империи, как имперская земля, имела свой союзный совет и признавала императора своим непосредственным государем, однако же и в рейхстаг посылала своих депутатов. С 1874 года в Эльзас-Лотарингии было допущено и свое собственное представительство, по которому выборные собирались в местный комитет для одобрения предлагаемых законов. Главной задачей здесь было, по мнению Бисмарка, возможное онемечивание приобретенной области: однако же нельзя сказать, чтобы это дело велось особенно успешно.
Новые порядки здесь, как и везде, натолкнулись на такого противника, борьба с которым составляет основной интерес внутреннего развития Германии в это первое десятилетие — на ультрамонтанизм, на партию Рима.
Победа, одержанная там иезуитами 18 июля 1870 года, теперь дала себя знать. Ни один из немецких епископов не нашел в себе достаточно мужества, чтобы продолжать сопротивление внедрению в массы учения, в котором они не могли не признать искажений действительного, первоначального учения католической Церкви, а некоторые из них даже открыто и признавали. Однако же к чести германской нации следует отметить, что она не подчинилась с рабской беспрекословностью папско-иезуитскому абсолютизму: в Германии возникло так называемое старокатолическое движение и во главе его стал один из ученейших католических богословов Германии, Игнатий Дёллингер в Мюнхене, а вокруг него сформировалась партия серьезных и самоотверженных людей, которые в противоположность иезуитскому искажению, объявили себя сторонниками старокатолического учения. Конференция различных ферейнов и общин этой партии, собравшаяся в Кёльне 4 июня 1873 года, придала партии известного рода организацию, избрав епископа Иосифа Губерта Рейнкена, который был посвящен в этот сан епископом янсенистской Церкви в Голландии и с тех пор служит достойным представителем этого доброго дела, — дела, которому нелегко было обосноваться, ввиду твердой организации римской Церкви, а также — слабохарактерности и зависимого положения большинства духовных лиц, и, конечно, ввиду равнодушия мирян (особенно правящих классов) к общим церковным вопросам.
Игнатий Дёллингер