Кипучая деятельность, вызываемая таким управлением и при личном примере самого неутомимого государя, отражалась и на умственной сфере. Царствование Людовика отмечается и в истории литературы названием «века Людовика XIV» или «Людовика Великого», как гласит одна академическая ода (1687 г.). Этот век ознаменован действительно именами таких знаменитостей, как Мансар, создатель Версальского дворца, Ле Нотр, великий художник по садовой части, живописец Лебрен (1690 г.), композитор Люлли (1687 г.), за которыми следуют замечательные поэты: Пьер Корнель (1606-1664 гг.), Жан Расин (1639-1699 гг.), Жан-Баптист Покелен Мольер (1622-1673 гг.), Никола Буало Депрео (1633– 1711 гг.), Жан де Лафонтен (1621-1695 гг.). Наряду с ними блещут духовные ораторы: Боссюэт (1627-1704 гг.), Флешье (1632-1710 гг.), Бурдалу (1632-1704 гг.), Массильон (1663-1742 гг.).
Королевский замок в Версале во времена Людовика XIV. Гравюра XVII в.
Часть Версальского парка во времена Людовика XIV. Фонтаны и бассейн Латоны.
Гравюра XVII в.
Ж. Б. П. Мольер. Портрет кисти Белльяра
Появляются ученые исследования: «История Церкви», «Собрания творений св. отцов» и другие; «Словарь позднейшей (средневековой) латыни» знаменитого ученого Шарля Дюфрена дю Канжа (1610-1688 гг.); работы Жана Мабильона, одного из положивших начало научному пользованию источниками (1632-1707 гг.); издается постоянный орган для научных исследований «Journal des Savants» (с 1665 г.). В то же время основываются академии живописи, ваяния, музыки, надписей, науки, архитектуры, виден целый мир разнообразнейшей умственной жизни, достойнейших стремлений; все это, в свою очередь, придавало значение Франции, ставило ее на первенствующее место в Европе, а французский ум, в особенности же французский язык, приобретали глубокое влияние всюду. Одно только узкое национальное самолюбие может иногда обесценивать французскую литературу и не признавать, что она не довольствовалась прославлением короля, но и делала действительную честь ему, своему покровителю. Духовному миру, представительницей которого служила эта литература, недоставало лишь одного: той свободы, которая выглянула однажды на свет среди бурь шестнадцатого столетия и еще держалась даже во время страшной тридцатилетней борьбы. Но роковым образом именно Людовик, при всем своем блеске и государственном уме, стал гасителем этого светоча в своих владениях.