Иоанн сознавал, что ему не под силу одновременно воевать с Польшей и Швецией, и потому он стал искать возможности примирения с Баторием. Этим случаем воспользовался папа Григорий XIII, который давно уже пытался привлечь Иоанна к союзу с германским императором в войне против Турции. Папа предложил Иоанну свое посредничество в сношениях с Польшей и прислал в Москву иезуита Антония Поссевина для посредничества при переговорах Иоанна с Баторием. Хитрый прелат попутно старался склонить Иоанна и к принятию католичества. Но Иоанн поразил его твердостью своих религиозных убеждений и своими обширными богословскими познаниями. Поссевин вынужден был отказаться от своего тайного намерения, но зато устранился и от посредничества в переговорах с Баторием.
В январе 1582 года было заключено перемирие с Польшей на десять лет, на самых невыгодных для Московского государства условиях: Иоанн должен был уступить полякам все свои завоевания в Ливонии и отказаться от Полоцка. В следующем году на таких же тяжелых условиях было заключено перемирие и со Швецией, которой Иоанн вынужден был уступить даже русские пограничные города: Ям, Иван-Город и Копорье. Таким образом, почти 20-летняя борьба за Ливонию окончилась для Московского государства не только полной неудачей, но даже потерей небольшой части исконных русских владений в северо-западной части Руси.
Раскрашенная гравюра на дереве
Подпись к гравюре напечатана на длинном листе и гласит следующее: «Подлинное изображение легации или посольства великого князя из Москвы к римско-цесарскому величеству: также в каком платье и виде каждый из них прибыл ко двору, когда они римско-цесарскому величеству подносили верительные грамоты и подарки в Регенсбурге на сейме 18 июля 1576 г.». Эта гравюра изображает посольство князя Захара Ивановича Сугорского к императору Максимилиану II. В верхней части приводимого снимка с этой гравюры, шестая фигура справа изображает дьяка, несущего царскую грамоту, завернутую в шелковую ткань, поверх которой, в ковчежце, лежит прикрепленная к грамоте печать. За дьяком, посольская свита несет сорок соболей, прикрытых чехлами